29.03.2019

Для ДФО нужна специальная экономическая политика

На прошедшем во Владивостоке заседании совета округа дан ряд поручений по подготовке Национальной программы развития Дальнего Востока до 2025 года и на перспективу до 2035-го.

На прошедшем во Владивостоке заседании совета округа дан ряд поручений по подготовке Национальной программы развития Дальнего Востока до 2025 года и на перспективу до 2035-го.

Успешная реализация нацпрограммы требует при ее разработке максимального учета фундаментальных особенностей макрорегиона - его окраинности, высокой затратности жизнедеятельности и социально-экономической неоднородности. Это позволит предотвратить системные ошибки в решении задач на уровне конкретных субъектов, что в конечном итоге обернется экономией времени и ресурсов.

Из-за повышенной затратности дальневосточного хозяйства необходима специальная экономическая политика.

Она включает три направления:

Преференциальные режимы для бизнеса Инфраструктурное обустройство территории и человека Принятие противозатратного кодекса в естественных монополиях и компаниях с государственным участием, а также органах государственной власти.

Стержневым направлением должно стать вовлечение ресурсов бизнеса в экономику с последующей компенсацией их за счет будущих налогов и платежей.

Следует освободить дальневосточный бизнес в реальном секторе от всех федеральных налогов. А новые механизмы хозяйствования - территории опережающего социально-экономического развития и свободный порт - уже требуют совершенствования. Наши исследования показали, что в действующем виде они не обеспечат существенного повышения конкурентоспособности экономики макрорегиона.

Необходимы дополнительные меры: предоставление данных режимов только тем территориям, у которых есть возможность стать региональными драйверами, стимулирование создания вертикальных цепочек добавленной стоимости, максимально использующих естественную основу воспроизводства территориального хозяйства. Нужно расширять формы государственной поддержки с использованием кумулятивной системы налоговых льгот и преференций, стимулирующих воспроизводство возобновляемых природных ресурсов и развитие глубоких переделов. Надо распространить режимы ТОР и СПВ на действующие производства с введением «планки отсечения» налогов на уровне двух-трех последних лет. В числе других мер - коренная реконструкция и развитие железнодорожной инфраструктуры БАМа и восточной части Транссиба, сведение в единую логистическую систему портов юга Дальнего Востока на информационной основе.

Обустройство территории и человека должно идти на принципах ГЧП с возмещением бизнесу затрат на создание производственной и социальной инфраструктуры и подготовку кад­ров через будущие налоги.

Следует возродить принцип «постоянной стройки», когда для реализации новых объектов привлекали молодежь из западных регионов. Люди приезжали, получали профессию, обзаводились семьями, становились дальневосточниками. Поэтому необходимо в высших инстанциях лоббировать крупные инвестпроекты: комплексное освоение Охотского моря, транспортный переход на Сахалин, строительство приливных электростанций и второго пути на БАМе, освоение месторождений алунитов, перлитов и цеолитов, комплексирование регионов по добыче и переработке сырьевых ресурсов (например, перевод «Амурметалла» на переработку сырья Кимкано-Сутарского месторождения), модернизацию Транссиба, создание транспортных коридоров (например, север Китая - Большой Уссурийский остров - порты Дальнего Востока).

Противозатратный кодекс бизнеса и власти необходимо базировать на редукции заработной платы, приводя ее в соответствие с количеством и качеством труда. Ключевым показателем успешности государственных корпораций должен стать опережающий рост производительности труда, а не заработной платы.

Наиболее острая проблема, которую необходимо решать в национальной программе, - наращивание демографического потенциала и качества человеческого капитала. Сейчас много делается для социального обустройства дальневосточника. Но этого недостаточно. Нужно повышать реальные доходы. Посредством бизнеса делать это невозможно из-за его и без того низкой конкурентоспособности. Значит это должно сделать государство. Потребуются большие ресурсы: по нашим расчетам, как минимум 550 миллиардов рублей в год. Для начала целесообразно осуществить пилотный проект, например, в ТОР «Комсомольск», выявив положительные и отрицательные последствия.

Наконец, стержневым институциональным элементом национальной программы должно стать принятие федерального закона Российской Федерации «Об особом статусе Дальнего Востока», определяющего его экономическую политику на обозримую перспективу.

Вадим Заусаев, д.э.н., профессор

Источник: «Экономика ДВ» - приложение к «РГ» № 68 от 28.03.2019

 

Cкачиваемые файлы Показатели эффективности ДФО (PDF 208KB 29.03.2019, 17:10 / открыть в браузере )

Последние новости

Предприятия Хабаровска наладили выпуск и ремонт деталей для техники ВВО при поддержке государства

Это пример успешной межзаводской кооперации. Также здесь приступили к выпуску запчастей для авиаотрасли.

Николаевскую ТЭЦ в Хабаровском крае переводят на природный газ

Завершить работы планируется в 2025 году  Фото: администрация Николаевского района На Николаевской ТЭЦ в Хабаровском крае продолжается работа по переводу на природный газ котлоагрегатов.

Теплоход «Здоровье» готовится к рейсу в районы Хабаровского края

Судно стартует из Комсомольска-на-Амуре уже 22 мая  Фото: khabkrai.ru Уже в следующую среду, 22 мая, теплоход «Здоровье» в 12 раз отправится в рейс по рекам Амур и Амгунь, чтобы провести диспансеризацию жителей региона.

Card image

Как они помогают управлять бюджетом и сэкономить

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *