Новая распродажа крабовых квот на Дальнем Востоке состоится в октябре

Государство планирует выручить за валютоёмкий ресурс около 250 млрд рублей.

Государство планирует выручить за валютоёмкий ресурс около 250 млрд рублей. Остаётся узнать, кто станет главным бенефициаром торгов Тематическая иллюстрация. Фото: ИА PrimaMedia

Новые аукционы по распределению инвестиционных квот на вылов крабов назначены на 16-18 октября 2023 года. На этот раз на торги выставлены 27 лотов, суммарная начальная цена которых составляет 239 млрд рублей. Договора с победителями будут заключаться сроком на 15 лет. Инвестиционными обязательствами большей части лотов является строительство 23 судов-краболовов, сообщает ИА PrimaMedia.

Также по итогам торгов предусмотрены строительство трёх крупных и одного малого логистических центров.

Программа рыбных инвестквот предусматривает, что государство выделяет компаниям квоты на добычу водных биоресурсов в обмен на развитие добычи, переработки или строительство флота. Первый этап был запущен в 2017 году. На фоне санкций в 2022 году срок реализации проектов был продлен на два года — до 2024 года. По обеим программам будут построены 105 судов.

Аукционы будут проходить на электронной торговой площадке АО "Российский аукционный дом" (РАД), определенной Росрыболовством в качестве оператора. Торги тестировались ранее на площадках РАД и АО "Единая электронная торговая площадка".

Руководитель Росрыболовства Илья Шестаков на полях Восточного экономического форума" (ВЭФ, 16+) пояснил "Интерфаксу" (18+), что крабовые аукционы пройдут в три этапа. В ходе первого планируется выручить около 250 млрд рублей, затем — еще 110 млрд рублей.

Закон о втором этапе распределения рыбных квот был принят в конце 2022 года. Документ предусматривает распределение на аукционах 50% общего допустимого улова крабов под инвестиционные обязательства.

В ходе первого этапа аукционы стартовали в октябре 2019 года, последний лот был продан в только в июне 2021 года. За этот период были реализованы лоты более чем на 144 млрд рублей. На аукционах также распределялось 50% квот на вылов крабов с инвестиционными обязательствами.

ВЭФ в помощь

Ведущие краболовные компании РФ обязались существенно увеличить свой флот и сеть объектов береговой инфраструктуры после заключения ряда крупных инвестиционных соглашений на ВЭФ-2023. Правда, практика показывает, что слова и соглашения могут расходиться с итоговыми результатами.

Вице-премьер, полпред президента РФ в ДФО Юрий Трутнев на пресс-конференции по итогам ВЭФ-2023 отметил, что компания "Антей управление активами" (входит в группу "Антей" подписала на форуме соглашение на строительство 8 краболовов и двух портовых комплексов, группа "Русский краб" (крупнейшая краболовная компания на Дальнем Востоке) запланировала инвестиции в 120 млрд рублей, в том числе на строительство 10 краболовов (соглашение о сотрудничестве подписано на ВЭФ с Корпорацией развития Дальнего Востока и Арктики).

Суммарный объем инвестиций ведущих краболовных компаний на данный момент оценивается в 224 млрд рублей.

Речь идет практически о полной модернизации краболовного флота и береговой инфраструктуры. И как результат — повышение доступности (продукции из крабов — прим. ред.) и, конечно, снижение — в определенной степени, в соответствии с рыночными условиями — цен",

 — сказал министр РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков.

Строительство краболовов ведётся в рамках программы "квоты в обмен на инвестиции", согласно которой победители аукционов по распределению квот на вылов краба берут на себя обязательства профинансировать строительство судов-краболовов. Победители объявленных на октябрь торгов будут обязаны строить суда-краболовы длиной свыше 50 метров.

Крабы продаются в Азии как "горячие пирожки"

По данным Ассоциации судовладельцев рыбопромыслового флота (АСРФ, 18+), экспорт крабовой продукции из России в страны АТР в 2022 году превысил 56 тысяч тонн, что на 36% больше, чем в 2021 году. Главным импортёром по-прежнему остаётся Китай — 23,4 тысячи тонн, рост к 2021 году в 1,4 раза. На долю Республики Корея приходится 18,7 тысяч тонн (рост на 39%), Японии — 14,3 тысяч тонн (рост на 24%).

Стоимость российской крабовой продукции в Китае выросла с $672 млн в 2021 году до $770 млн в 2022 году, в Корее — с $453 млн до $464 млн, в Японии — с $346 млн до $350 млн.

По данным ассоциации, тенденция сохранилась и в начале 2023 года. К примеру, Корея за первый квартал увеличила импорт сразу на 59% по сравнению с аналогичным периодом 2022 года.

"Таким образом, востребованность крабовой продукции на международном рынке сохраняется, как и привлекательность этого вида природного ресурса для отраслевых инвестиций", — заявил президент АСРФ Алексей Осинцев.

Ассоциация судовладельцев рыбопромыслового флота создана в 2016 году. Она объединяет 34 компании морского рыболовства. Доля членов ассоциации, по ее оценкам, составляет около 28% общероссийского морского вылова водных биоресурсов.

Президент группы "Антей" Иван Михнов на сессии ВЭФ посетовал, что на внутреннем рынке краб продаётся почти по бросовой цене.  

Дешевый краб сейчас везде. Сегодня краба-стригуна продаем примерно за 500-600 рублей в стране — это дешевле, чем стоят раки. И хорошего качества. И никто не берет",

— сказал Игорь Михнов.

Причина — в отсутствии у россиян культуры потребления крабов, большая часть которых традиционно уходила на экспорт, в частности, в США, которые в 2022 году запретили ввоз этого продукта из России.

"Сегодня идеальная ситуация, при которой Россия могла бы есть очень душевого и нормального краба. Но, к сожалению, культуры потребления нет — сейчас это нужно бегом создавать. А бегом это не делается", — констатировал Игорь Михнов.

Дальневосточные верфи штампуют краболовы

Программа строительства на дальневосточных верфях судов-краболовов выполняется, пусть и со сдвигом вправо по времени. В рамках первого этапа размер субсидии на возмещение затрат строительства судов-краболовов на судостроительных предприятиях региона составляет до 20% стоимости заказа, но не должен превышать 340 млн рублей.



29 июня 2023 года на Находкинском СРЗ состоялась торжественная церемония закладки новой серии из 14 краболовных судов. Фото: сайт Находкинского судоремонтного завода

Губернатор Приморья Олег Кожемяко в апреле на встрече с президентом России Владимиром Путиным попросил сохранить преференции для дальневосточных верфей.

"В целом мы продолжаем работу по строительству краболовов под инвестквоты: 19 краболовов на 41 миллиард (рублей). В этом году ожидается новый аукцион по крабам. Прошу сохранить ту преференциальную политику, которая была дана дальневосточным верфям под строительство этих судов, что позволит сохранить и специалистов, и технологии, и привлечь инвестиции. <...> Прошу дать поручение правительству и Агентству по рыболовству с тем, чтобы они сохранили ту методику, которая у них была по первому этапу", — сказал глава Приморья.

Губернатор считает, что краболовы должны строиться там, где добывается краб, тем более, что такой опыт уже наработан.

Как это работает

ОАО "Хабаровский судостроительный завод" (входит в "Объединенную судостроительную корпорацию", ОСК) передало компании "Маг-Си Интернешнл" (входит в магаданскую группу компаний "Морской волк") второй среднетоннажный краболов серии из двух судов, построенных на верфи по итогам крабовых аукционов с инвестиционными обязательствами. Торжественная церемония поднятия флага на судне "Кедон" проекта 03141 на 16 сентября.

Первый из двух построенных на верфи в Хабаровске краболовных судов — "Омолон" — был передан заказчику в апреле текущего года.

Стоимость контракта на строительство двух краболовов составляет более 2,5 млрд рублей. Суда вместимостью 1 тысяча тонн каждое были построены по проекту, разработанному по образцу японского краболова, предназначены для промысла краба и креветки ловушками, а также для хранения улова в охлажденной морской воде с последующей транспортировкой свежего продукта в порт.

Находкинский судоремонтный завод благодаря заказам на краболовы в одночасье превратился в крупнейшего судостроителя на Дальнем Востоке

Предприятие в конце июня начало строительство новой партии серии из 14 краболовных судов. Большая часть корпусов судов заложена для группы компаний "Антей". Одновременно в настоящее время в Находке строится 22 судна — это самая большая серия строительства судов за всю историю НСРЗ.

Пресс-служба ГК "Антей" пояснила, что краболовы будут строиться как по уже апробированному проекту CCa5712LS, так и по новому CCLC600. Суда предназначены для добычи и перевозки живого краба.

Помимо 8 заложенных для ГК "Антей" краболовов уже идет строительство первой серии еще восьми судов. При этом три первых — "Капитан", "Капитан Хазан", "Дмитрий Коноплев" — были спущены на воду осенью 2022 года. Вторая тройка судов будет спущена на воду в этом году.

Объем инвестиций ГК "Антей" в строительство краболовов первой серии составляет 13,5 млрд рублей.

Находкинский судоремонтный завод в 2022 году получил выручку в размере 5,095 млрд рублей, что в 2,9 раза больше, чем в 2021 году. Согласно данным предприятия за предыдущие годы, выручка по итогам прошлого года достигла рекордного уровня. Чистая прибыль выросла в 1,8 раза — до 94,8 млн рублей.

"Восточная верфь" достраивает суда несмотря на финансовые дыры

Находящееся в непростой финансовой ситуации АО "Восточная верфь" (Владивосток) в начале августа спустило на воду четвертое краболовное судно, построенное в рамках инвестквот. Судно "Шантар" проекта 03140 построено по заказу компании "Север" (Хабаровск, входит в группу "Сигма Марин Технолоджи"). Оно предназначено для промысла краба, креветки и рыбы, переработки и заморозки улова, хранения продукции в разделанном и неразделанном виде и ее транспортировки в порт. Эксплуатировать новый краболов планируется в Охотском и Беринговом морях.


Тематическая иллюстрация. Фото: Илья Аверьянов, ИА PrimaMedia

Ранее "Восточная верфь" построила и передала заказчикам краболовы "Охотск" и "Аян" (оба — проект 03141), "Хабаровск" (проект 03140).

Всего в портфеле "Восточной верфи" было 6 краболовных судов: два для ООО "Дальневосточное побережье" (входит в группу "Сигма Марин Технолоджи"), два для ООО "Север", по одному судну для ООО "Амуррыбпром" и ООО "Восход" (резидент Свободного порта Владивосток).

АО "Восточная верфь" (бывший Владивостокский судостроительный завод) — одно из ведущих судостроительных предприятий Дальнего Востока. Технические возможности предприятия позволяют производить полный цикл работ по постройке кораблей и судов длиной до 120 метров, шириной до 16 метров, высотой до 25 метров и водоизмещением до 3,5 тысяч тонн.

Перспективы закладки новых судов на "Восточной верфи" весьма туманны. Строить здесь могут, но потенциальных заказчиков смущает неопределённость с владельцами верфи. 

Последние новости

Краевые министры проведут встречу с жителями Комсомольска по вопросам  строительства и туризма

&nbsp; 27 июля&nbsp; в 12:00 в большом зале администрации города (ул. Аллея Труда, 13, 4 этаж) пройдет встреча заместителя председателя правительства Хабаровского края по вопросам строительства Керима Сунгурова,

Опрос для читателей

Друзья! Предлагаем Вам пройти опрос, который поможет нам стать лучше. Ссылка:

Денежная выплата для обеспечения детей из многодетных семей, обучающихся в общеобразовательных организациях, одеждой для посещения учебных занятий и спортивной формой

С 2024 года на территории Хабаровского края введена новая услуга – предоставление единовременной денежной выплаты для обеспечения детей из многодетных семей, обучающихся в общеобразовательных организациях,

Card image

Экономику РФ из-за эффекта домино может ждать двухлетний кризис

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *