В Хабаровске солдаты истории воспитывают патриотов
Кирилл Леонов: «План мероприятий и встреч у нас составляется на три месяца вперёд» Элементы снаряжения, охолощенного оружия, солдатская форма,
Элементы снаряжения, охолощенного оружия, солдатская форма, предметы быта в полевых условиях – многое из найденного на местах боёв можно увидеть в «музее на колёсах» военно-исторического клуба с десятилетней историей «Амурский рубеж».
Макеты и музейные копии (они тоже имеются в арсенале) применяются в реконструкциях военных событий. Кстати, на Дальнем Востоке ежегодно проводятся два крупных военно-исторических фестиваля: «Волочаевские дни» (в феврале) и «Дальневосточный форпост», намеченный в этом году на 15 и 16 июня.
Среди выставочного инвентаря – как общее имущество клуба, так и предметы из личной коллекции его руководителя Кирилла Леонова, а также друзей и товарищей из сплочённого коллектива.
СОХРАНЯЕМ ИСТОРИЮ ВМЕСТЕ
– Признайтесь, в детстве вы, наверное, собирали солдатиков?
– Как и все мальчишки! Отец моего друга был военнослужащим. Дома у них было много исторических книг, одна из которых называлась «Атлас офицера», со множеством карт, исторических описаний сражений. Помню, как мы складывали листы простой бумаги, рисовали свою топографическую карту с местностью определённого сражения. Но ход его определяли таким, каким сами его видели и как поступили бы на месте полководцев, используя имевшиеся в распоряжении на тот период силы и средства.
А ещё собирали и клеили модели военных самолётов, танков, читали военную литературу. Зная об этом, преподаватель истории порой предлагал мне рассказать всему классу о ходе того или иного сражения. После окончания школы всё это ушло на второй план, хотя интерес оставался. Много лет спустя, в 2015 году, я узнал о таком движении, как военная реконструкция. И началось…
Причём всё началось здесь, в Хабаровске. Впоследствии, когда уже занялся этим всерьёз, съездил в Брест на памятное мероприятие 22 июня. Это ещё больше укрепило меня в том, что мы здесь идём правильным путём – просвещаем молодёжь.
– Военно-историческому клубу «Амурский рубеж» более десяти лет. Как он появился?
– Увлечённые историей люди разных профессий и возрастов собрались в сообщество. Состав менялся. С самого начала, когда я пришёл в клуб, мы занимались военно-исторической реконструкцией. Снимали, как могли, патриотические видеоролики для размещения в соцсетях, проводили мероприятия. Нам хотелось привлечь молодёжь, заняться просвещением, участвовать в интересных реконструкциях. Ведь без любви к Родине полноценных граждан своей страны не воспитать. К сожалению, долгое время примером подрастающим ребятам был тот, кто обладает деньгами. А ведь у нас, в России, так много настоящих Героев.
Так из хобби наши встречи и общение переросли в общественную работу. Хотя на протяжении периода существования у нас даже помещения своего не было. Нам улыбались, хлопали по плечу, но руку помощи никто не протягивал.
Первым таким пристанищем для нас стала лётная школа ДОСААФ, на поле которой мы провели первый фестиваль «Дальневосточный форпост». В нынешнее время фестиваль приобрёл статус международного.
Реконструкции и сейчас проводятся на Волочаевской сопке, где на выделенном участке мы собственными силами возводим сооружения. В тоже время в Хабаровске у нас фактически появилось своё помещение – в районе Фонда «Защитники Отечества».
Сейчас нас около шестнадцати человек. Приходят новые товарищи, а есть и те, кто на протяжении многих лет занимается военной историей. Мы, как большая дружная семья, которая понимает, что наше хобби превратилось в общественную работу. Следует особо отметить, что клуб это – не просто название, это в первую очередь люди, которые в нём состоят.
Каждый из моих друзей, участников клуба, это уникальный человек, энтузиаст и настоящий патриот своей Родины.
Все мы из разных сфер. Я работаю в правоохранительных органах. Среди нас есть военные и сотрудники правоохранительных органов, студенты, а также люди разных профессий, которые интересуются военной историей. Все мы выкраиваем свободное время, чтобы отдохнуть душой за любимым занятием.
– Стало быть, теперь это уже не «музей на колёсах», а, скорее, выездные выставки военных экспонатов?
– Именно так, и не исключено, что выставка станет стационарной. В планах создать музей реликвий, найденных непосредственно на местах боёв, а это предметы снаряжения и быта. Представим и вооружение, которое естественно охолощено в соответствии с законом. Сейчас думаем над форматом, в котором всё это лучше воплотить. Ну и ждём, когда помещение все-таки за нами закрепят и мы сможем привести его в порядок. А пока мы «музей на чемоданах».
МЫ НЕ КОСТЮМЕРНАЯ
– А как поставлена выездная работа у вас?
– Военно-исторический клуб занимается своим увлечением и общественной работой. В нём состоят патриоты, которые понимают, для чего они это делают. И плату за уроки живой истории мы не берем.
Наши уроки и мероприятия бесплатны во многом благодаря государственной поддержке. Она идёт на проведение мероприятий, транспортные расходы, пополнение материальной базы клуба. Благодаря этому мы можем вовлекать в военно-историческое движение разных людей, в том числе молодёжь, проводить массовые мероприятия. Ведь всё обходится в копеечку. Для примера, один только холостой патрон в среднем стоит 35 рублей.
Свои уроки мы проводим в школах и вузах города и края по предварительной договорённости. Для этого заранее составляем график визитов, ведь у всех ребят есть основная работа.
А находят нас обычно в социальной сети ВКонтакте, где есть группа военно-исторического клуба «Амурский рубеж».
Сил уходит много – казалось бы, пришёл и рассказал. Но ведь за этим стоит подготовка к мероприятию, подбор реквизита, видеоматериала, если есть возможность его демонстрации.
После каждой лекции требуется ремонт оборудования по одной простой причине – многие, даже не дети, а взрослые люди в трудовых коллективах, ведут себя варварски в отношении экспонатов.
– Казалось бы, патриотическая работа налажена. Но многие молодые люди хотят перебраться на запад страны, а то и махнуть за рубеж. Почему так?
– Дело в том, что запрос государства на патриотизм граждан есть, но сама работа в этом направлении, по-моему, во многом свелась к формализму. А у молодёжи на него всегда срабатывает иммунитет. Вот и происходит противодействие.
Нужен другой подход – рассказать, показать, заинтересовать. Мы его применяем. Поэтому к нам прислушиваются. И военно-историческая реконструкция в этом деле является прекрасным инструментом историко-патриотического воспитания. Она позволяет человеку погрузиться в эпоху, изучать заинтересовавший период, читать литературу и смотреть видео по теме. Всё это помогает познавать наше прошлое, глубже вникать в процессы, которые происходят сейчас.
Даже фильмы на военную тему советуем смотреть не любые. Например, тот же «Обыкновенный фашизм» 1965 года просто необходимо увидеть! Но достойные советские картины, где снимались сами ветераны, теперь куда-то задвинули. Вместо них ребятам навязывают новодел, который зачастую искажает историю, вредит памяти о ней, а некоторые фильмы прямо дискредитируют образ советского солдата.
Из современных фильмов, по моему мнению, можно рекомендовать к просмотру только «28 Панфиловцев» и «Брестскую крепость».
– В майские дни дел у военно-исторического клуба, наверное, невпроворот? Как справляетесь?
– Общественной работы более чем достаточно. Стараемся поспевать, откликаться на запросы. Вот только не надо думать, что можно щёлкнуть пальцами, набрать наш номер и сказать: «А нам надо завтра!». Мы не пожарная команда! План мероприятий и встреч у нас составляется за три месяца вперёд. А иной раз к нам обращаются какие-нибудь организации и просят выдать форму для проведения мероприятий. Вот только у нас не склад и не костюмерная.
– А что радует и огорчает на встречах с молодёжью?
– Чаще огорчает незнание, которое бросается в глаза. Хотя немало ребят знающих. Так, в одной из школ недавно ученик на раз угадал название оружия, другой с точностью привёл даты военных событий. Конечно, это очень приятно. И если из 30 человек половина запомнили то, что мы им рассказали, то это уже победа.
На встречах с взрослыми, как вижу, многие тоже подкованы знаниями и даже хотят присоединиться к нашему клубу. Но люди не всегда могут выкроить на это время, а также средства на приобретение обмундирования. Есть и потребительски настроенные: «Думал, вы мне всё выделите, а я только поучаствую».
Но есть и хорошие примеры. Так, недавно в клуб пришёл ещё один парень, присоединился, закупает форму, подыскивает вооружение. Мы ему пока выдаём клубное. Человек закрепился, он не сидит ни у кого на шее, ищет и приобретает своё и активно участвует в жизни коллектива.
– В Хабаровске есть замечательный военно-исторический музей. Держите с ним связь? С кем сотрудничаете?
– С ним, прежде всего, держим связь. И очень тесную. Одна из самых ярких совместных акций – «Ночь в музее». Сотрудничаем с Гродековским музеем, где есть панорама Волочаевского сражения из нашей дальневосточной истории. Огромная благодарность командованию Дальневосточного военного округа и 392 учебного центра, которые, понимая важность сохранения истории, находят время и силы даже в непростой сегодняшней ситуации для данной работы. Значит, народ и армия у нас действительно едины. Также плотно дружим с ХРОО «Военно-патриотический страйкбольный клуб».
Ведь чем больше людей узнает о нас, тем лучше. Задача в том и заключается, чтобы как можно больше людей присоединялось к военно-историческому движению, а через него изучали историю страны.
Мария СМИРНОВА.
Фото автора.
Последние новости
Всероссийский конкурс "Родная игрушка"
Цель конкурса — стимулировать разработку и производство оригинальных отечественных игр и игрушек с опорой на традиционные российские духовно-нравственные ценности.
Новый линейный ускоритель купили краевому онкоцентру в Хабаровске
В настоящее время ведутся пуско-наладочные работы оборудования Фото: Минздрав Хабаровского края Один из самых лучших в области лучевой терапии и радиохирургии линейный ускоритель Halcyon закупили для Хабаровского кр
Началась подготовка к отчетам об организации и ведении государственного лесопатологического мониторинга
Специалисты филиала «ФБУ Рослесозащита» - «ЦЗЛ Хабаровского края» приступили к подготовке информации для формирования отчётов об организации и ведении государственного лесопатологического мониторинга на землях лесного фонда,
Преобразователь частоты
Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией