Если ребенок в беде — надо бить тревогу!
Вопросы профилактики домашнего насилия, психолого-педагогические методы решения проблемы, законодательства в этой сфере обсуждались н а заседание «круглого стола», который прошел в Молодежном центре.
Вопросы профилактики домашнего насилия, психолого-педагогические методы решения проблемы, законодательства в этой сфере обсуждались н а заседание «круглого стола», который прошел в Молодежном центре.
Участие в нем приняли представители администрации района, управления образования, ОПДН, краевых учреждений, уполномоченный по правам ребенка в Хабаровском крае.
Т.В. Щекота, заместитель главы района:
— Если благодаря нашим общим усилиям показатели по преступлениям среди несовершеннолетних не растут, относительно стабильные, то вот уже полтора лет мы говорим о том, что в районе достаточно сложная ситуация с преступлениями в отношении самих детей. Мы все время сталкиваемся с замалчиванием фактов семейного насилия. Люди боятся говорить о том, что происходит у них за закрытыми дверями. Много споров вызывает вопрос, нужен ли закон по профилактике семейного насилия, проект которого сейчас обсуждается, или достаточно внести какие- либо изменения в действующее законодательство. Но закон пока не вышел, а проблема остается. Сегодня в первую очередь мы должны думать о том, что мы можем сделать здесь и сейчас, чтобы не допускать преступлений против детей. — Наша главная задача сегодня — предотвратить причины семейного насилия, чтобы потом не допустить печальных последствий
Д.К. Ковалев, заведующий сектором по обеспечению деятельности КДН и ЗП:
- Недавно к нам пришла женщина и слезно просила поместить ее в Центр матери и ребенка, однако назвать фамилию и домашний адрес отказалась. Понятно, что она с ребенком страдает и боится домашнего тирана…
В Уголовном кодексе РФ есть все необходимые правовые нормы для наказания домашнего обидчика. Но проблема в том, что мы не обладаем объективной статистикой. Выявить семью, где подвергаются насилию женщина или ребенок, очень сложно. Да, комиссия по делам несовершеннолетних, исходя из данных по ОВД, и на основании заявлений граждан ведет учет подобных семей. Но за два года в отдел поступило всего одно заявление. Конечно, мы проводим беседы в семьях, где отцы и отчимы пьют, Районная больница совместно с социальными службами по нашему ходатайству отправляет пьяниц на соответствующее лечение. Работники культуры и спорта старается привлечь такие семьи к участию в мероприятиях. Но это все полумеры. Мы очень ждем, когда, наконец- то, выйдет закон по профилактике семейно-бытового насилия, процедура принятия которого затянулась. Зато принят закон о декриминализации побоев в семье, то есть если побои совершены впервые, то теперь они считаются административным правонарушением, а не уголовным преступлением..
Т.В. Щекота:
- Кстати, по поводу мероприятий… Я сначала неоднозначно к этому относилась. Но побывав на них, убедилась, что они, действительно, проходят на «ура». Родители приходят сами, приводят детей…
Д.К. Ковалев:
- По статистике, 80% преступлений в отношении детей совершают ранее судимые. В мае на расширенном заседании КДН мы приняли решение, что уголовно- исполнительная инспекция будет доводить до глав поселений (от них и поступило это предложение) всю информацию о гражданах, имеющих семьи с детьми, которые вернулись из мест лишения свободы. И о тех, кто отбывает наказание без изоляции от общества. После поступления информации мы берем семью на контроль, посещаем ее. Может, благодаря этому, удается избежать новых преступлений.
Н.В. Ивачева, начальник ОПДН:
- Официальных данных о насилии в семье у нас очень мало. Женщины не обращаются в полицию, т.к. не хотят лишиться определенного источника дохода. Бывает, что обидчик и жертва являются родственниками и потому «сор из избы» не выносят. Мы пришли к выводу, что к посещению проблемных семей нужно привлекать психологов — для общения с детьми или матерью
На сегодняшний день у нас зарегистрировано 7 уголовно наказуемых преступлений подобного рода. В трех — насильственные действия сексуального характера, совершенные отчимом в отношении троих детей. Еще одно, аналогичное, но только с участием уже родного отца. Также в этом списке угроза убийством и доведение до попытки самоубийства. Особо отмечу, что эти семьи на учете, как неблагополучные, не состояли. Поэтому органы системы профилактики и не могли своевременно оказать им помощь. И мы пришли к выводу, что при посещении проблемных семей нужно привлекать психологов, чтобы они смогли пообщаться с детьми или с их матерью. Ведь человек в форме — это не тот человек, которому можно раскрыться.
О.В. Шапкина , зав. сектором по социальным вопросам отдела культуры, молодежной политики и спорта:
- Закон по профилактике семейно-бытового насилия очень нужен! Сегодня штраф за ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию детей — всего 500 рублей. Разве это наказание! Но даже, если он будет 5 тысяч рублей, что это изменит? Пора бы уже горе-родителей привлекать к тем же общественным работам. Государство оказывает поддержку многодетным и малоимущим семьям, так почему бы не оказывать помощь женщинам и детям, пострадавшим от бытового насилия. Жаль, что в крае нет дискуссионных площадок, где могли бы собраться специалисты системы профилактики, обсудить вопросы семейного насилия, обменяться опытом. И куда можно было пригласить консультантов из западных регионов.
С.А . Азон, начальник отдела общего образования управления образования:
- Я полностью поддерживаю это предложение. Хотелось бы пообщаться с коллегами из других районов. Их подходы в решении проблемы домашнего насилия можно было бы принять на вооружение и нам. Отмечу, что педагоги обычно первыми и замечают, что с ребенком происходит что-то неладное. Зачастую именно школа или детсад сообщают о насилии в семье. В некоторых небольших наших школах директор лично встречает учеников у входа. Хотелось бы, чтобы и другие образовательные учреждения ввели у себя такую практику.
Т.М. Еремина, директор Георгиевской средней школы:
- Нашей полиции, ОПДН не хватает взаимодействия с другими районами. Например, приезжает в село неблагополучная семья из Хабаровска или другого района, края, а мы, получается, раньше полиции узнаем, что это за семья. Вот недавно переехала к нам проблемная семья, зарегистрировалась в августе, а информация в наш район из Хабаровского сельского района до сих пор не поступила. Другая проблема — полиция не наделена полномочиями изымать ребенка из семьи. А бывают такие моменты, когда ребенок находится в опасности, и нам приходится каждые два часа отслеживать ситуацию в семье. Еще один немаловажный момент- нехватка узких специалистов в школах, тех же психологов. Ставки выделяются, но вакансии так и остаются открытыми.
В.Н. Афанасьева, начальник отдела экстренной психологии и экспертизы КГАНОУ «Псилогия» в г. Хабаровске:
- Опыт работы с семьями, которые оказались в трудной жизненной ситуации, у нас большой, начиная с этапа следственных мероприятий, если это уголовное дело, и до реабилитации. При этом мы работаем не только с пострадавшими от насилия детьми, но и с мамами, которые знали о насилии в отношении ее ребенка, но молчали. У нас есть «телефон доверия, и ни один звонок не остается незамеченным. Нам, психологам, хотелось, чтобы школы помогали нам активнее, ведь действительно именно они первыми замечают, что у ребенка проблемы. Наш Хабаровский центр открыт для совместной работы.
В.В. Трегубенко, уполномоченный по правам ребенка в Хабаровском крае:
- Жестокое обращение с детьми не может быть допустимым ни при каких обстоятельствах, а уверенность в том, что подобное отношение происходит в интересах ребенка, крайне ошибочна и даже преступна. Под категорию „жестокое обращение с детьми» подпадает любое насилие по отношению к ребенку со стороны родителей. И это не только телесное наказание или сексуальное домогательство, психологическое насилие не менее опасное.
В моей практике немало фактов, когда, семьи попадают в поле зрения органов системы профилактики уже после совершения правонарушений, а порой после очень серьезных деяний. Поэтому так важна сегодня профилактика, предполагающая недопущение фактов насилия и жестокости. Мы все время забываем про закон «Об основах системы профилактики среди несовершеннолетних», где четко прописаны полномочия и обязанности каждой структуры системы профилактики, будь то КДН, органы опеки, отдел молодежи, здравоохранение и т.д. Нам необходимо повышать компетенции не только родителей, но и педагогов. Сейчас учителя, особенно молодые, боятся детей и родителей. Это как раз к вопросу раннего выявления неблагополучия в семье…
Для справки. У законопроектов по домашнему насилию «тяжелая» судьба. Первый был внесен в Госдуму еще в 1995 г., но в 1999-м был снят с рассмотрения. Повторная попытка вернуться к нему в 2007 г. также не удалась. Следующий закон о домашнем насилии разработали в 2016 г., но сроки его рассмотрения затянулись. Он предусматривает введение комплекса мер помощи жертвам, создание на государственном уровне программ профилактики, взаимодействие органов в случаях домашнего насилия, работа с самим агрессором. А тем временем, как показывает официальная статистика, вал жестокости в семьях нарастает.
Татьяна Чернышкова
Последние новости
Анонс: Круглый стол по вопросам технологического присоединения
Актуальные вопросы технологического присоединения к электрическим, газовым сетям, сетям тепло-водоснабжения и водоотведения , затрагивающие интересы потребителей Хабаровского края, обсудят в рамках круглого стола.
К вниманию руководителей некоммерческих организаций и граждан!
Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области (далее – Управление) информирует о проведении 27 января 2025 года с 10.00 до 17.
Госжилнадзор проверил уборку снега в 1,5 тыс. дворов Хабаровского края
Пресс-служба правительства региона С начала зимы в Хабаровском крае специалисты главного управления регионального государственного контроля и лицензирования правительства края проверили уборку снега в 1,5 тыс.
Домашний интернет: выбор для тех, кто ценит комфорт и качество
Высокая скорость, стабильное соединение и выгодные тарифы для всей семьи