Как открыть бизнес по франшизе?
Перспективы расширения собственного дела, финансовая независимость и возможность проявить управленческие таланты делают открытие собственного бизнеса всё более привлекательным. Вместо того чтобы начинать с нуля создание и продвижение своего собственного бренда, можно воспользоваться уже существующей франшизой, что будет не только проще, но и дешевле. Таким образом, готовый бизнес по франшизе может быть идеальным выбором для начинающих предпринимателей.
Суть франшизы заключается в передаче прав пользования брендом. Однако, покупатель франшизы, или франчайзи, получает не только право использовать известный бренд, но и технологии, производственные принципы, бизнес-план, контакты с поставщиками и помощь в маркетинге. Франчайзеры, или продавцы франшизы, также берут на себя все труды по продвижению и рекламе.
Суть франчайзинга заключается в том, что крупные, известные компании дают возможность частным предпринимателям использовать уже разрекламированный бренд и обеспечивают им поддержку за определенную плату.
Стоит отметить, что готовый бизнес по франшизе является одним из самых надежных вариантов для начинающих предпринимателей. Согласно статистике, более 80% франчайзинговых компаний продолжают существовать десять и более лет, тогда как свыше 85% самостоятельных, неопытных предпринимателей не выживают на протяжении первых десяти лет существования. https://cyberleninka.ru/
Заметки на полях
Введение франчайзинга в бизнес практику было довольно давно. Ведь еще в 1851 году Исаак Зингер и корпорация General Motors использовали эту возможность для развития своего бизнеса. Что же такое франчайзинг? Это схема бизнеса, в которой владелец фирмы (франчайзер) предоставляет право другим фирмам (франчайзи) использовать свой бренд, товары и процессы производства.
Одним из первых воспользовался схемой франчайзинга Исаак Зингер. В 1851 году он начал продавать партнерам право на использование своего бренда в качестве дилеров. Так, он успешно расширил географию продаж и увеличил объемы производства.
Корпорация General Motors тоже применила эту модель в своем бизнесе. Они передали исключительные права по сбыту своей продукции дилерской фирме. Это дало возможность не только увеличить продажи, но и освободиться от непроизводительных задач, связанных с реализацией товаров.
Сегодня франчайзинг – широко распространенная практика в мира бизнеса. Она позволяет компаниям масштабировать бизнес, привлекать новых клиентов и дилеров, расширять географию продаж.
Важное значение планового взаимодействия между франчайзером и франчайзи становится очевидным уже после того, как новое предприятие открыто. Помимо регулярных выплат роялти, компания-продавец активно участвует в жизни и развитии своего нового бизнеса. Франчайзер предоставляет маркетинговую поддержку, организует обучение нового персонала и повышение его квалификации, а также придумывает различные акции, которые стимулируют продажи, например, распродажи или специальные предложения. Благодаря консультациям байеров, располагающих информацией о востребованных товарах, розничные точки приобретают именно те продукты, которые будут пользоваться спросом. Кроме того, обязательным является сотрудничество франчайзера и франчайзи в области закупок и доставки необходимых товаров.
Окупаемость франшизы напрямую зависит от множества факторов, однако, как правило, срок ее окупаемости является меньшим, чем время до получения устойчивой прибыли компанией, созданной с нуля. Согласно данным экономистов, средний срок окупаемости готового бизнеса составляет от двух до семи лет. Кроме того, предприятия, работающие по франшизе, обычно имеют более стабильную прибыль, потому что франчайзи застрахован от некоторых сложностей, с которыми сталкиваются все начинающие бизнесмены.
Готовый бизнес по франшизе: плюсы и минусы
Прежде чем инвестировать деньги в открытие бизнеса по франшизе, необходимо тщательно изучить все преимущества и недостатки этой схемы.
Плюсы:
- Простота системы делает готовый бизнес по франшизе идеальным выбором для тех, кто не имеет опыта в предпринимательской деятельности. Все схемы уже разработаны и исправлены профессионалами. Поэтому бизнес-франчайзее не нужно извлекать уроки из своих ошибок.
- Известный бренд. В развитие торговой марки вкладываются огромные деньги. Однако открытие бизнеса по франшизе предполагает использование уже узнаваемого имени, завоевавшего доверие покупателей.
- Поддержка бизнеса. Франчайзи могут рассчитывать на помощь франчайзера, который предоставит полную информацию по управлению делом, организации поставок, обслуживанию, продвижению, сбыту и не только.
- Преимущества при кредитовании. Представителю известной марки гораздо проще получить кредит, чем индивидуальному предпринимателю. Кроме того, владелец франшизы может выступить гарантом при получении кредита.
Минусы:
- Зависимость от франчайзера. У бизнесменов-франчайзи меньше свободы выбора, поскольку курс развития определяется владельцем бренда. От его успеха зависит и успех франчайзи. В то же время, в период устойчивого финансового подъема бизнесмен-франчайзи тоже получает преимущества.
- Выплаты. Покупатель бизнес-модели должен учитывать два вида выплат. Во-первых, при подписании договора франчайзинга он обязан внести вступительный паушальный взнос. Это единовременная плата за право на интеллектуальную собственность компании-продавца. Величина паушального взноса напрямую зависит от узнаваемости бренда и объема передаваемой информации. Обычно он составляет около 10% от общих инвестиций. Кроме того, после подписания договора франчайзи каждый месяц должен выплачивать роялти. Это могут быть проценты от выручки или фиксированные суммы. Как правило, эти регулярные выплаты составляют около 6-7% от оборота компании-франчайзера. Некоторые франчайзеры делают новым партнерам скидки на первое время работы. В эти регулярные выплаты могут быть включены и маркетинговые взносы за рекламную кампанию.
- Обязательства: У нового партнера есть обязательства перед франчайзером, а именно, он должен точно следовать условиям предоставления бренда. В прошлом случались закрытия франчайзинговых предприятий из-за того, что франчайзи не смогли обеспечить должный уровень сервиса.
Согласно информации, опубликованной Международной ассоциация франчайзинга, на настоящий момент в мире зарегистрированы более 16,5 тысяч франчайзеров и свыше 1,2 миллиона франчайзи. Интересно отметить, что некоторые крупные компании имеют более 1000 партнеров-франчайзи, что свидетельствует о популярности данной бизнес-модели. Дополнительную информацию о франчайзинге и его преимуществах можно найти на портале rusfranch.ru.
Как начать бизнес по франшизе?
Планируете начать свой бизнес по франшизе, но не знаете, с чего начать? Самый важный шаг — выбор сферы деятельности. Оптимальный вариант — выбрать ту отрасль, в которой вы хорошо разбираетесь и которая вам интересна. При этом возможно, что это будет ваш первый опыт в бизнесе. Не стоит покупать франшизу магазина оргтехники, если вы не являетесь экспертом в области компьютеров. Если вы следите за модой, то отличным выбором будут магазины одежды и аксессуаров, а если у вас есть знания в области экономики, обратите внимание на франшизы кредитных организаций.
Кроме того, при выборе сферы деятельности необходимо учитывать финансовые возможности. Покупка наиболее дорогих франшиз, таких как рестораны, отели, гипермаркеты и фитнес-клубы, требуют серьезных финансовых вложений. Розничные магазины предлагают более доступные франшизы. Также нужно учитывать, что не все франшизы подходят для всех регионов, поэтому важно изучить целевую аудиторию и динамику рынка в выбранном городе.
Ищем средства для открытия бизнеса по франшизе
Существует несколько способов купить бизнес по франшизе. Самый ожидаемый - использование личных сбережений. Но у всех не найдется таких денежных средств на первоначальный взнос. Поэтому многие предприниматели выбирают вариант взять банковский кредит. Также существует другой вариант. Компания, предоставившая франшизу, может выступить в качестве инвестора. Но это возможно только в случае, если потенциальный франчайзи уже является сотрудником компании и фирма практикует такую схему отношений с персоналом. Один из сотрудников может быть предложен на должность директора филиала и, в конечном итоге, стать его владельцем.
Если этот вариант не подходит, можно рассмотреть возможность привлечения стороннего инвестора. Простая покупка франшизы уже повышает шансы на успех: инвесторы предпочтут вкладывать средства в успешный бренд, чем в стартап, которому никто не дает гарантий.
Выбираем выгодную франшизу
В настоящее время компании, занимающиеся продажей франшиз, предлагают широкий выбор вариантов сотрудничества. Однако, чтобы из всех предложений выбрать наиболее выгодный вариант, следует обратить внимание на несколько признаков.
Первый признак успешной франшизы - это широкая сеть предприятий, работающих по выбранной вами франшизе. Если все эти точки процветают, то значит, у компании есть потенциал для развития. Однако, стоит обратить внимание на срок работы компании-франчайзера, так как лучше выбрать опытного и давно окупившегося партнера, чем новичка на рынке.
Также следует оценить доступность и качество поддержки франчайзи, которую оказывает компания. Помощь должна быть не только заявлена, но и зафиксирована в договоре. Плюсом будет профессиональный бизнес-план, который поможет избежать ошибок на старте работы.
Однако, важно понимать, что даже самая выгодная франшиза не гарантирует успеха без усилий со стороны франчайзи. Поэтому перед покупкой следует изучить рынок, на котором планируете работать: провести анализ спроса, конкурентов, уровня сервиса и цен на товары и услуги. Все это поможет сделать правильный выбор и снизить риски для бизнеса.
Какие следующие шаги необходимо сделать при выборе франшизы?
Когда риски и выгоды были рассмотрены и выбрана подходящая франшиза, есть еще несколько этапов, которые необходимо пройти, прежде чем открыть свое дело.
Как известно, франчайзеры, которые стремятся к долгосрочному сотрудничеству, предоставляют своим партнерам по франшизе бизнес-план, который включает:
- прогноз продаж и прибыли,
- затраты на организацию сбыта товаров и накладные расходы,
- смету требуемых капиталовложений.
Однако, такой стандартный бизнес-план нуждается в некоторых улучшениях, потому что условия значительно отличаются от города к городу и от места к месту.
При выборе помещения и ремонте перед арендой, а также при найме персонала для работы в своей франшизе следует ознакомиться с потребностями продавца. Многие компании ограничивают площадь, местоположение, дизайн помещения, состав персонала и другие важные моменты. Некоторые франчайзеры готовы оказать помощь в выборе помещения и переговорах с арендодателем, а также предоставить дизайн-проект. Серьезные компании организуют обучение персонала, предоставляют услуги мерчендайзеров и даже помогают с организацией торжественного открытия торговой точки.
Фото: freepik.com