Исследование рынка: как проводится и сколько стоит?

Исследование рынка: как проводится и сколько стоит?

Некоторые организации и бизнесмены любят играть на удачу. Однако, одного счастливого стечения обстоятельств недостаточно, чтобы заставить бизнес процветать. Но можно положиться на свой опыт и правильно просчитанные расчеты. В наше время можно использовать знания других участников рынка в России и мире, помимо своих собственных. Исследование маркетингового рынка является основным инструментом, который позволяет получить ответы на ключевые вопросы, возникающие перед компанией или бизнесменом, и разработать правильную стратегию для развития фирмы или отдельного бренда.

Исследование рынка – это сложный процесс, включающий изучение множества факторов, таких как структура рынка, свободные ниши и сегменты, конкуренты, потребители, спрос на товары и услуги, их ценность, возможных рисков, а также оценку потребителей и их поведения. Однако, не всегда необходимо тратить ресурсы на поиск и обработку всех данных. Чтобы правильно составить план анализа, выбрать методы и использовать эффективные инструменты, важно понимать, для чего проводятся исследования.

Поэтому качественный маркетинговый анализ рынка начинается с определения его целей. В зависимости от целей анализа, устанавливаются его предмет и методы исследования. Например:

  • Для оценки емкости, конъюнктуры и тенденций рынка, важен анализ его структуры.
  • Предметный анализ товаров/услуг помогает определить рыночную долю предприятия в сегменте и оценить развитие рынка.
  • Анализ рыночных сегментов на предмет незанятых ниш поможет найти новые источники продаж.
  • Комплексное изучение целевого сегмента позволит определить его привлекательность и сделать правильный выбор целевого рынка.
  • Изучение потребителя поможет выявить ключевые потребности рынка, провести анализ спроса на продукцию и определить требования целевой аудитории.
  • Чтобы понять действующую структуру цен в отрасли и выполнить ценовое позиционирование конкурентов, нужно провести экономическое исследование рынка.
  • Для понимания общей картины, выявления преимуществ и уязвимых мест компаний, а также разработки собственных конкурентных преимуществ, необходимо исследование конкурентов.

Кроме того, маркетинговый анализ рынка может проводиться для различных сфер бизнеса. В этом отношении важно понимать, чем эти сферы между собой различаются:

  • B2B («бизнес для бизнеса») - вид коммерческого взаимодействия, характерный для таких сфер, как машиностроение, реклама, кадровые агентства и деревообработка. Основными потребителями в таких сферах являются другие компании.
  • B2C («бизнес для конечного потребителя») - речь идет обо всех видах производства потребительских товаров, о торговых центрах и сетях магазинов и прочих предприятиях, производящих товары или оказывающих услуги населению.
  • B2G («бизнес для государства») - маркетинговые отношения между бизнесом и государством.
  • C2С («потребитель потребителю») - вид информационного и экономического взаимодействия, который включает в себя продажи в соцсетях, объявления и другие продажи.

Для каждой из этих сфер применяется своя модель продаж, а исследование рынка будет направлено на решение различных вопросов, таких как заинтересовать множество потребителей, найти дополнительные точки сбыта и другие.

После того, как были определены цели анализа и методы, можно приступать к подготовке плана исследования. Для этого нужно провести сбор данных через опрос, интервью и/или фокус-группы, после чего аналитикам потребуется последовательно выполнить ряд действий. Наиболее комплексный анализ рынка состоит из десяти этапов, включающих исследование объемов рынка, его динамики и потенциала развития, изучение экономической ситуации, конкурентного окружения, анализ цен и структуры распределения товара/услуг на рынке, оценку спроса, исследование потребителя, определение ключевых тенденций и прогноз развития рынка.

Стоит отметить, что подробный комплексный анализ не всегда необходим. Иногда достаточно только оценить общее состояние рынка или создать краткий срез по одному-двум пунктам.

Изучив цели анализа рынка и разработав план, необходимо выбрать методы исследования рынка и инструменты для его проведения. Анализ рынка - это сбор информации и ее последующая обработка. Для сбора и систематизации информации могут применяться различные методы анализа рынка, которые условно можно разделить на три категории: количественные, качественные и смешанные. Количественные методы наиболее объективны, так как основаны на данных, которые можно посчитать и сравнить. Качественные методы позволяют получить информацию, которую невозможно подсчитать, но которую также необходимо учитывать при разработке стратегии развития бизнеса. Смешанные методы объединяют преимущества количественных и качественных методов.

Для сбора информации могут использоваться различные методы, такие как глубинные интервью, экспертные интервью, фокус-группы, опросы, наблюдение, кабинетное исследование и бенчмаркинг. Если данные собраны, можно приступать к их анализу и структурированию. Для этого применяются инструменты, такие как расчет индексов и показателей в динамике, SWOT-анализ, PESTLE-анализ и анализ по модели "Пять сил" Портера.

Результаты маркетингового исследования рынка должны покрывать поставленные цели. На основе полученных данных можно составить эффективную стратегию развития бизнеса.

Исследование рынка является важным аспектом для бизнеса. При правильной организации и выполнении оно способно повысить спрос и продажи, оценить потенциальные угрозы и помочь избежать их. Тем не менее, стоимость маркетингового анализа может значительно различаться в зависимости от многих факторов.

Одним из первых факторов, влияющих на цену, являются используемые методы сбора информации. Стоимость проведения опроса может варьироваться от 40 000 рублей до нескольких миллионов в зависимости от количества вовлеченных респондентов, объема ресурсов, потраченных на аналитику и критериев отбора аудитории.

Наиболее затратными методами получения информации являются личный опрос, поквартирный опрос и холл-тест. Опросы в онлайн-формате стоят дешевле. Кроме того, для полноты картины может потребоваться добавление фокус-группы или например, глубинного интервью.

Цена анализа данных также может значительно варьироваться. Краткий отчет может стоить около 20 000 рублей, полный отчет — примерно 30 000 рублей и аналитическая записка — порядка 9000 рублей.

Однако некоторые компании готовы предложить малому бизнесу более выгодные пакеты услуг, где в стоимость уже включены все статьи расходов. Например, обзор рынка включает оценку емкости рынка, определение его тенденций и конъюнктуры, сегментирование клиентов, изучение их финансовых возможностей, выявление потребительских критериев, расчет отдачи от инвестиций при выходе на рынок и разработку стратегий развития ассортимента компании. При этом конкурентный анализ обойдется ориентировочно в 55 000 рублей, а потребительский анализ - примерно 45 000 рублей.

Хотя проведение исследования рынка может быть затратным, оно окупится, если использовать его результаты при разработке стратегии бизнеса.

Фото: freepik.com

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *