Проведение опросов: цели, методы и стоимость услуг по изучению целевой аудитории
Какое значение имеют исследования в бизнесе? Аналогия с медициной может помочь лучше понять этот вопрос. Как и врач, который не может прописать лечение, не получив диагноза, бизнес-аналитики изучают рынок, чтобы помочь компаниям определить возможности для увеличения продаж. Метод "проб и ошибок" больше не актуален. Для успешной конкуренции сегодня необходим детальный анализ ситуации и точное определение причин успехов или неудач. Опросы малых и средних бизнесов являются наиболее достоверным способом узнать мнение клиентов о бренде, понимание своей продукции, причины снижения продаж и предпринимаемые шаги для их повышения.
Значимость проведения опросов
Как путник, который движется с завязанными глазами в неизвестном направлении, предприниматель, не знающий целевую аудиторию своего бизнеса, может совершать много ошибок. Конечно, интуитивно принятые решения могут оказаться верными, но не стоит полагаться только на удачу. Обдуманное принятие решений, основанное на объективных данных о рынке и целевой аудитории, позволит надежно и точно действовать.
В крупных компаниях для анализа данных существуют сложные маркетинговые исследования на основе big data. Небольшие и средние компании, а также узкоспециализированные компании могут использовать опросы и анкетирование для получения информации о своих клиентах. Опросы помогают достичь многочисленных целей, включая определение потребностей клиентов, изучение отношения клиентов к продукту, оценку уровня удовлетворенности и лояльности клиентов, установление цен на товары и услуги, контроль текущей ситуации с продажами, прогнозирование спроса, изучение конкурентов и отношения вашей целевой аудитории к ним, а также определение силы бренда, его узнаваемости и заметности рекламы среди клиентов.
Узнав потребности и мотивацию целевой аудитории, вы сможете разработать новые товары и услуги, а также определить, имеет ли новый продукт потенциал для рынка. Кроме того, выяснение удовлетворенности клиентов поможет увеличить прибыль. Вы определите, что нужно улучшить, а лояльные клиенты приносят максимум прибыли и создают положительный имидж компании и бренда. Проведение опросов позволит вам оценить ценовые границы для продукта, наладить контроль за текущей ситуацией с продажами и прогнозировать спрос, что особенно важно при запуске новых продуктов и услуг.
Опросы также помогают в изучении конкурентов и их преимуществ и слабых сторон, необходимых для создания конкурентного и успешного бизнеса. Изучив силу бренда и эффективность маркетинговых кампаний, вы сможете увеличить узнаваемость и заметность своего бренда среди целевой аудитории, что, в свою очередь, приведет к росту продаж.
Методы и инструменты проведения опроса: как выбрать подходящий для вашей компании
Исследование, проводимое с помощью опросов, является количественным методом. Его целью является привлечение большого числа респондентов. При выборе размера выборки следует учитывать цели анализа, направление работы компании, географию ее деятельности и другие факторы. В среднем объем выборки составляет от нескольких сотен до нескольких тысяч человек.
Методы и инструменты проведения опросов могут быть разнообразными: онлайн опросы, опросы по телефону, опросы с помощью личного интервью и т.д. Выбор метода определяется прежде всего особенностями взаимодействия с клиентами, поэтому лучше обращаться к привычным каналам коммуникации. Если вам нужно опросить покупателей небольшого офлайн-магазина без программы лояльности, удобнее всего провести опрос лично. Если ваша компания продвигается через интернет, то разумнее всего воспользоваться онлайн-опросом. А если вы работаете в сфере B2B, то для опроса можно использовать телефонное анкетирование. В идеале, следует выбирать канал, который уже был задействован для контакта с потребителями.
Ниже перечислены наиболее распространенные и стандартные методики проведения опросов, которые широко используются во всем мире. Ознакомившись с ними, вы сможете выбрать подходящий для вашей компании метод проведения опроса.
CAWI-опрос – Computer-assisted Web Interviewing – это современная технология, которая позволяет проводить опросы большого объема аудитории быстро и без значительных затрат. С использованием специальной компьютерной программы создают анкету с настраиваемой конфигурацией и типами вопросов. Одним из преимуществ этой технологии является возможность показа графической, звуковой и видеоинформации респондентам. Кроме того, система автоматически отбирает участников на основе различных фильтров, таких как возраст, пол, регион проживания и уровень дохода. Выбранным респондентам обычно отправляется приглашение с ссылкой на анкету по электронной почте. После сбора необходимого количества ответов данные передаются специалистам для анализа.
Стоит отметить, что CAWI-опрос имеет как положительные стороны, так и недостатки. Опрос с помощью этой технологии экономит время и деньги по сравнению с личными интервью, а также обеспечивает большой охват аудитории без территориальных ограничений. Однако главным недостатком интернет-опроса является то, что количество ответивших обычно меньше, чем у телефонного и личного опроса.
Опросы по телефону могут проводиться как с помощью живого оператора, так и с помощью бота. CATI (Computer-assisted Telephone Interviewing) — это комплекс программного обеспечения, который помогает оператору call-центра проводить интервью по заранее составленному скрипту. Базу данных можно получить от заказчика или система сама может ее сформировать по случайному принципу.
Анкеты, составленные заранее, появляются на экране монитора перед оператором, а ответы мгновенно записываются. Так, форма предоставления данных удобная как и у CAWI метода, а вопросы появляются в интерактивном режиме, основываясь на предыдущих ответах.
Кроме оператора, в систему могут войти супервайзеры, контролирующие работу интервьюеров. В случае необходимости, можно проанализировать записанные разговоры и отследить результаты в процессе анкетирования.
В некоторых случаях, вместо живого оператора интервью проводит бот, снижая стоимость исследования. Тем не менее, многие опрошенные не отказываются от разговора с голосовым роботом, поэтому применение данного метода оправдано.
Опросы, которые проводятся лично, получили название face-to-face (F2F), поскольку они предполагают безмедленный контакт между интервьюером и респондентом. Такие опросы могут проходить на улице, когда требуется охватить широкую аудиторию, или в магазинах, чтобы оценить мнение потребителей после покупки. Использование этого метода также актуально в холодное время года, когда опросы на улице могут быть затруднены.
Личное интервью может быть проведено в форме "бумажного" опроса (PAPI — Paper-assisted Personal Interviewing) или с использованием компьютера или планшета (CAPI — Computer-assisted Personal Interviewing). Второй вариант предпочтительнее, поскольку автоматизация уменьшает количество ошибок, обработка анкет контролируется лучше, а данные не нужно переносить с бумаги в программу, они сразу готовы к обработке. Также, при помощи компьютера, участникам опроса можно показывать видео и аудиоматериалы.
PAPI и CAPI считаются одними из самых дорогих способов проведения опросов. Это связано не только с финансовыми расходами, но и с необходимостью оплаты интервьюеров за присутствие на территории. Использование личных интервью также зависит от проходимости места опроса, что может привести к искажению получаемых результатов. В связи с этим данный метод с каждым годом теряет свою популярность, особенно в условиях, вызванных пандемией коронавируса.
Опрос в домашних условиях, который известен как поквартирный опрос, представляет собой личное интервью, проводимое на жилой территории респондента. Такой опрос может быть выполнен с использованием традиционных бумажных анкет или с использованием автоматизированных планшетов. Он представляет собой менее распространенный метод опроса из-за своих ограничений, таких как высокие затраты, высокая трудоемкость и ограниченный доступ в жилые помещения. Однако, в отличие от опросов на улице или в магазинах, поквартирный опрос дает возможность общаться с респондентом в течение продолжительного времени и задавать сложные вопросы, требующие развернутых ответов. Обычно этот метод используется для проведения социологических исследований, например, переписи населения.
Для оценки результатов опросов вычисляются различные показатели и учитываются специальные индексы, у которых есть свои собственные показатели. Каждый индекс имеет пределы допустимых значений, которые могут быть изменены различными факторами, такими как тип рынка, география деятельности, особенности целевой аудитории и другие. Поэтому результаты оцениваются индивидуально. Информация, полученная в результате опросов, может указать на возможности для развития продукта или компании.
Опросы – это один из важных инструментов маркетинговых исследований. Цена на проведение опросов зависит от нескольких основных факторов. Как правило, оказание услуг по проведению опросов распределяется на три этапа – подготовку анкет, сбор данных и анализ результатов. Стоимость каждого этапа вносит свой вклад в общую стоимость услуг.
Цена на оказание услуг по проведению опросов определяется множеством факторов. В частности, на нее влияют количество респондентов, тип опроса и достижимость целевой аудитории. Также важным фактором является уровень отклика и заполняемости анкет. Опросы могут стоить от 70 до 5000 рублей за анкету.
Опросы помогают узнать потребности, мотивы, побуждающие к покупке, отношение к продвигаемому бренду и продукции конкурентов, отношение целевой аудитории к различным темам и пр. Полученные знания могут быть использованы для принятия управленческих решений. Рекомендуется заказывать исследования у профессиональных агентств, которые имеют опыт в разработке анкет, проведении опросов и оценке результатов. Уточнить стоимость услуг можно у конкретного агентства, которое оказывает данный вид услуг.
Фото: freepik.com